Вторник, 07 Июнь 2016 15:16 Версия для печати

Африка-лайт, или Заглянув одним глазком в другой мир

Оцените материал
(0 голосов)

В Африку? В Африку!

Когда мне предложили поехать в Тунис в составе сборной журналистской команды, я не сомневалась ни минуты — надо ехать! Африканский вояж начался с задержки рейса, но я давно поняла, что ко всякого рода недоразумениям в путешествии надо относиться с юмором, иначе отдых будет напрочь испорчен. Вылет в Тунис перенесли? Можно побродить по сказочному Киеву! Погода совсем не летняя? Можно погреться в хаммаме! Возвращение на родину затянулось - зато есть несколько лишних часов насладиться ароматным воздухом Африки и послушать дыхание моря. Но это так, к слову.

Я вообще-то большой поклонник южной Европы и до этого не была в Африке. Мои познания о стране были скромными: Тунис находится на севере континента - через «дорогу» от Сицилии; это бывший французский протекторат; здесь началась «арабская весна». Еще я что-то помнила о Карфагене, «который должен быть разрушен» и смотрела зрелищный фильм о Ганнибале.

Мы проехали полторы тысячи километров по стране, и Тунис показался мне эдакой цивилизованной Африкой-лайт: светской мультикультурной страной с гармоничным смешением арабской, мусульманской и французской культур, примерно нашим уровнем жизни и стабильной экономикой. Примечательно, что в этой стране существует самая старая в Африке синанога, ((при этом израильские евреи свободно посещают мусульманской Тунис!!!)), а православные храмы соседствуют с мечетями. В этой арабской стране производят замечательные вина (спасибо французам), кроме красного, розового, белого вин есть еще экзотическое серое! Производят в Тунисе даже водку, название которой для нашего уха звучит знакомо – «бухла». Наш гид сообщил, что местным не продают спиртное только по пятницам, а вообще вино свободно продается в супермаркетах, есть даже свое пиво. Представить такое в других арабских странах просто невозможно!

Природа северных и приморских районов страны радует плантациями оливковых деревьев и финиковых пальм, вокруг много-много ароматных кустов белоснежного жасмина, фиолетовой жараканды, розового олеандра, разноцветной бугенвилии! А на юге Туниса начинаются владения Сахары - крупнейшей на Земле пустыни.

Вообще тунисцы с виду закрытые и серьезные, но стоит только взглянуть им в глаза и улыбнуться, как в ответ получаешь абсолютную открытость и доброжелательность. На рынках и в магазинах нет обычной азиатско-арабской навязчивости продавцов, я даже отметила некую вальяжность местного населения, учтивость и уважительность.

Наш гид по имени Шакри Садок оказался выпускником ленинградского политеха с отличным чувством юмора (и чисто восточной обидчивостью:) Спасибо ему за массу сведений о стране, о которых мы бы никогда не узнали из официальных документов. Некоторые вещи просто потрясали! Например, система образования – абсолютно бесплатная, хорошо продуманная. По словам нашего гида, 30 процентов бюджета государства направлено в сферу образования. Девочки и мальчики с 6-ти лет обучаются в начальной школе, через шесть лет переходят в гимназию, где учеба проходит по четырем выбранным направлениям ((например, математика плюс биология). Через семь лет выпускники знают, кроме арабского и французского, которые здесь государственные, еще два европейских языка на выбор (многие школьники выбирают русский, поэтому персонал в отелях неплохо понимает этот язык)). По итогам тестирования - обучение в выбранном ВУЗе. Во как! Кстати, зарплата врача и учителя составляет 900 динаров или 450 долларов США. Минимальная зарплата по стране – чуть менее 200 долларов США, при этом цены гораздо ниже украинских.

Медицина в Тунисе тоже на высоте. Сюда приезжают из соседних стран и Европы не только в клиники пластической хирургии, стоматологии и косметологии, реабилитационные центры, санатории с природными минеральными водами — холодными на севере и горячими сульфатными - на юге, но прежде всего в талассоцентры.

Талассотерапия, или лечение морем, — одна из самых популярных «фишек» Туниса. Практически во всех отелях на побережье предлагают целый спектр процедур с использованием подогретой морской воды, грязей и водорослей для общеукрепляющего и специального косметологического эффекта.

Нам с коллегой довелось проверить, что же это такое - обертывание водорослями? После холодного ливня мы хотели просто отогреться в хаммаме недорогого семейного четырехзвездочного отеля Skanes family resort, но администратор СПА-центра озвучил приятную скидку на талассо-процедуры. Всем известно, что арабы получают наслаждение от процесса обсуждения стоимости, вот и наш тунисский друг торговался, чуть не плакал, просил шоколадку или водку в качестве компенсации, а в итоге скинул цену вдвое и светился от удовольствия. За 20 долларов США мы получили хаммам, скрабирование всего тела, обертывание и маску для лица. Зеленая масса, которой нас намазали с головы до ног, приятно пахла ментолом и немножко рыбой. В салоне мы встретили украинок, которые специально приезжают в Тунис, чтобы скинуть лишние килограммы и оздоровиться. Через полтора часа мы вышли, шатаясь от слабости и впечатлений, а утром были как конфетки, по словам коллег. Класс!

своими глазами

Знакомство с Тунисом началось с Хаммамета, курортного городка на побережье, когда поздно вечером нас ждал шикарный прием в аутентичном отеле Маgic Life Africana. Тунис славится прежде всего своим пляжным отдыхом, поэтому рано утром я первым делом побежала на пляж и приятно удивилась: песок был мелким и мягким, почти белым, а пляж — широким и длинным, что давало ощущение простора. Оказалось, что пляжи в этой стране везде песчаные и со свободным доступом, а береговая линия принадлежит государству. Водные развлечения здесь примерно в два раза дешевле, чем в Турции. Самый «крутой» пляжный отдых в Тунисе - на острове Джерба.

Кстати, в 70-х годах прошлого века турки учились отельному бизнесу у тунисцев, а местных отельеров в свое время «натаскивали» швейцарцы и французы. Отели в Тунисе достойные,

мы останавливались в отелях SHEREZADE SENSIMAR, HOLIDAY VILLAGE MAHAR, LTI MAHDIA BEAFCH, GAFSA PALACE, TOUR KHALIF, IBEROSTAR ROYALEL MANSUR, встречали там наших туристов и аниматоров и слышали только положительные отзывы.

В Хаммамете мы узнали, что такое «медина» - это «базар» по-арабски. Пробежавшись по рядам, сразу обратили внимание на огромное разнообразие сумок и кошельков из натуральной кожи всевозможных расцветок, ковров, парфюмированных масел, льняных и шелковых изделий, великолепной керамики, оливкового масла и вина – всем этим славится Тунис. На лотках с продуктами выделялись дыни с арбузами, мушмула, финики, а из сладостей - несколько видов халвы, нуги и орехов в сиропе. Потом все эти вкусняшки были испробованы в отелях: очень и очень вкусно!

Далее мы двинулись сначала в Сусс, а затем в двухдневную экскурсию в пустыню Сахару, и это - отдельная песня.

приключения на юге страны

Первым пунктом экскурсии был город Эль-Джем, славящийся своим амфитеатром-колизеем: в годы расцвета он считался третьим по величине в Римской империи. Колизей и сейчас замечательно сохранился: на его арене можно было почувствовать себя гладиатором, на трибуне — зрителем, в ложе - императором.

Мы посетили деревню Матмата и жилище троглодитов - так называют берберов - жителей пещер. Затем была «прогулка» на верблюдах, если можно так сказать. Я попросила для себя верблюжонка поменьше, и это было ошибкой. Пока мои коллеги покачивались в такт неспешного движения больших верблюдов, мой «пацан» норовил по дороге «схомячить» все в округе верблюжьи колючки. Кстати, колючки эти в мае не колючие, а очень сочные и зеленые. Когда верблюжонок резко склонял голову, я судорожно обхватывала ногами его щуплый живот, сползала по шее и мечтала только о скорейшем окончании этой авантюры. Тем временем небо заволокло тучами, поднялся жуткий ветер и назад мы добрались в песке с ног до головы. Слава богу, ночевали мы в отеле городка Дуз, где были в наличии бассейн с горячим термальным источником, хаммам и массаж. Так что подъем в три часа утра, чтобы успеть к восходу солнца над горами и соленым озером, не показался ужасным. Восхода как такового мы не увидели: ветер дул жуткий и небо затянуло окончательно. Дальше дело пошло веселее: нас рассадили по джипам и повезли в оазис, по пути показав декорации к культовой саге Джорджа Лукаса «Звёздные войны». (За 40 лет они неплохо сохранились!) Наш красавец-водитель, современный туарег, перегоняя своего огромного верблюда-тойоту через огромные барханы, ((при этом мы визжали от ужаса и восторга)), и, наконец, привез к оазису с бирюзовой водой, узкими ущельями и освежающим водопадом. Просто удивительно, как вдруг среди пустыни может оказаться такое райское место с пальмами, цветами и птицами! В оазисе мы выпили берберского зеленого чая с миндальными орешками (75 грн), апельсинового фреша (50 грн) и двинули ближе к цивилизации. Кстати, дороги в стране просто замечательные, несмотря на большие суточные перепады температур зимой и летом. Далее наш путь лежал в священный для мусульман Кайруан, считающийся четвёртым по значимости после Мекки, Медины и Иерусалима. Мы посмотрели сверху на мечеть с квадратными минаретами, обычными для этих мест, посетили ковровые мастерские и торговые ряды. К удовольствию нашего гида, один из красивейших ковров наши коллеги таки купили.

назад к морю!

К вечеру мы уставшие, но довольные, добрались до приморской Магдии, а утром продолжили путь в город Монастыр.

Надо отметить, что в Тунисе все отели, кроме одной суперэлитной сети, работают по системе «all inclusive». Опытные же путешественники считают, что при такой системе “все включено” невозможно узнать страну, ее историю, достопримечательности и кухню. За все «уплочено» - вот и сидят наши туристы в отелях, жалея денег на экскурсии и местные рестораны.

На следующий день мы двинули в столицу страны Тунис, которая поразила своей современностью: на улицах прогуливались люди с разным цветом кожи, но в абсолютно европейской модной одежде. Мы бегом пробежались по торговым рядам медины, пробежали по проспекту Хабиба Бургибы — отца тунисского народа, в аптеке купили «волшебного» арганового масла (почему волшебного — Гугл в помощь) и, наконец, поехали в древний Карфаген! В свои лучшие годы Карфаген был самым процветающим городом арабского мира, и его население составляло около полумиллиона жителей, что было неслыханно по тем временам. Римляне разрушили город до основания, но даже руины его восхищают и изумляют до сих пор. Кстати, Рим был основан на 60 лет позже Карфагена!

Следующим пунктом экскурсии был всемирно-известный музей Бардо — крупнейшее собрание великолепных римских мозаик и коллекция артефактов истории в Тунисе. Музей, кроме исторических экспонатов, имеет фантастические интерьеры с искусной резьбой по потолку и стенам, росписью по дереву и керамике. Все, что увидели мои глаза, не поддается описанию!

Кроме музея Бардо, в этот день мы посетили еще одну жемчужину Туниса — город любви, бело-синий Сиди-бу-Саид. Фото СбС

Этот город-музей расположен на холме, откуда открываются прекрасные виды на Средиземное море. У его белых домиков пронзительно синие ставни, двери и ворота, именно этот синий цвет называют тунисским голубым. И в этом волшебном месте погода над нами смилостивилась! Неужели мы сможем искупаться хотя бы в бассейне?

После романтического «Господина»-бу-Саида с его кафешками, влюбленными парочками и лавками авторской керамики мы вернулись в Сусс и заселились в отель Green Park Palacе, который только что открылся и удивил огромным холлом, монументальными колоннами и шикарными номерами. Утром нас отвезли в пригород, мы пробежались по красивейшей набережной и магазинчикам Порта-эль-Кантауи, далее в медине Сусса мы удовлетворили свои потребительские инстинкты, потратили оставшиеся деньги и вздохнули спокойно. Завтра домой!

В последний день мы наслаждались морем, бассейном и солнцем, собрали вещи, и тут наша авиакомпания опять перенесла вылет. Зато подарила еще девять часов пребывания в шикарном пятизвездочном отеле Moevenpick Resort & Marine Spa Sousse, где в холле звучит живая музыка саксофона, а ресторане — фортепиано!

Ну что сказать в итоге? Если вы еще сомневаетесь, стоит ли ехать в Тунис или выбрать привычную Турцию, я скажу, что только ради поездки в Сахару, Карфагена и арабо-французского колорита можно и нужно поехать в эту необычную африканскую страну! Съездить хотя бы раз - стоит!

Немного истории

Тунисцы отсчитывают историю своей страны с начала первого тысячелетия до нашей эры, когда на этих территориях появился величественный Карфаген. Затем набравший силу Рим поглотил Карфагенскую империю, но через 700 лет исчез сам, а север Африки стали захватывать по очереди вандалы, христиане-византийцы, арабы, норманны, турки-османы. В пятнадцатом веке страна получила свое название по имени столицы — Тунис, и при правлении османской династии Хусейнидов стала богатым государством, занимаясь, в основном пиратством. В начале девятнадцатого века процветание страны закончилось, кредиторами государства стали европейские монархии, и в 1881 году Тунис становится французским протекторатом. Кстати, французский период привнес свои язык, архитектуру и кухню, что стало привлекательной фишкой этой африканской страны. В 1957 году Тунис сбросил иго монархии, стал республикой и успешно развивался. В 2015 году группа тунисских посредников на переговорах по национальному примирению, т.н. «квартет», получила нобелевскую премию мира, так как Тунис оказался единственной страной, затронутой «арабской весной», которая не скатилась к гражданской войне или военному правлению.

безопасность

Как известно, в прошлом году в курортной зоне Туниса произошел теракт, поэтому вопросы безопасности интересовали нас прежде всего. Могу сказать, что во всех отелях мы встречали собственную охрану с собаками, а рядом с входом дежурили полицейские патрули. Говорят, что страна отгородилась от несущих террористическую угрозу ливийских боевиков 200-километровой стеной.

любопытные факты о Тунисе

• население около 11 млн человек

• 100 грн = 8 динаров

• 70% тунисцев имеют собственное жилье

• символ Туниса — песчаная лисичка «фенек»

• из 6 млн отдыхающих в Тунисе - 1 млн французов

• в стране восемь млн оливковых деревьев

и три млн верблюдов, и все это кому-то принадлежит:)

• продолжительность жизни 69 лет для мужчин и 75 – для женщин

• 25% населения Туниса — школьники

• 50 лет назад 65% населения были неграмотны

Хочу выразить отдельную благодарность министерству туризма Туниса и директору «Оазис Тревел Украина» Рафику Каисси за замечательную возможность узнать эту прекрасную страну, и за то, что они сделали все возможное, чтобы сгладить неприятные моменты, связанные с заменой рейсов и изменением программы. ((Нужно понимать, что расселение в Киеве и Тунисе целого самолета туристов это очень дорогостоящее мероприятие)).

Лариса Федорищенко

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Перепечатка материалов в сети только с прямой гиперссылкой на http://www.mig.com.ua